Olympus C-55

ГлавнаяРазное >

13.10.2011г


Основная часть фотографий, которые выложены на этом сайте, сделана при помощи цифрового компактного фотоаппарата Olympus C-55. Лишь малая часть из этих фотографий представляет собой внутрикамерный JPG, все остальные были "проявлены" из чернового формата RAW на компьютере. Как можно видеть из спецификации Olympus C-55 камера эта официально не поддерживает сохранение снимков в формате RAW. Но нашлись люди знающие и умеющие, которые смогли открыть недокументированные возможности камеры.

На этой страничке я предлагаю небольшой рассказ о том, как "извлечь" из Oly C-55 снимки в формате RAW и как их сделать пригодными к обработке в каком-либо RAW-конверторе. На том для чего нужны снимки в формате RAW я останавливаться не стану, ибо в инете информации на эту тему предостаточно :) Также не стану особенно вдаваться в нюансы "проявки" снимка из RAW. Кратко отмечу, что в свое время массу информации по открытию RAW в Oly C-55 взял из профильной ветки этой конференции. Там же можно найти обсуждение особенностей "проявки" RAW.

Итак, как я уже упомянул выше, нашлись умелые люди, которые смогли пропатчить прошивку (firmware) Oly C-55 таким образом, что появилась возможность получить снимок сразу в двух форматах - RAW + внутрикамерный JPG. Для получения этого требуется заменить микропрограмму камеры на пропатченную версию. Делается это не сложно. Качаете архив (содержит две прошивки в папках: Firmware1 - прошивка v1.1 с RAW и Firmware2 - прошивка v1.1 без RAW), распаковываете пропатченную прошивку (папка Firmware1) и далее выполняете следующие шаги.

Полностью заряжаете надежные и проверенные аккумуляторы или используете сетевой блок питания. Форматируете флешку в фотоаппарате. При помощи компьютера в корневой директории флешки создаете папку FIRMWARE куда помещаете прошивку FIRMWARE.BIN (не копируйте прошивку в другие папки, т.е. путь к прошивке должен выглядеть так FIRMWARE\FIRMWARE.BIN).
Отключаете камеру от компа или вынимаете карту из картридера и вставляете в камеру.
Переводите камеру в режим просмотра - на колесе ставите зеленую стрелку в квадратике.
Включаете камеру и на запрос об обновлении прошивки жмете ОК. Ждете пока не закончится
прошивка (1-2 минуты), камера сама должна выключится.
Переводите в любой режим фото, включаете, и форматируете флешку.
Для надежности произведите полный сброс камеры. Для этого откройте отсек флешки и нажмите ОК+ QUICK VIEW (одновременно), до появления меню CAMERA/SDK MENU. Стрелкой -> выбрать RESET и нажать OK.

После замены прошивки камера станет сохранять снимки в форматах RAW + JPG в режиме HQ и только JPG в режиме SHQ, где  HQ и  SHQ - качество снимка, выбираемое в соответствующем меню фотоаппарата.

Камера наша и используемый в ней тип карт памяти не особенно быстрые, поэтому пара RAW + JPG будет сохраняться несколько секунд, при этом дисплей камеры потушен, а зеленый светодиод будет мигать, говоря о том, что идет процесс записи на карту памяти. Если места на карте памяти окажется недостаточно для сохранения рава, то камера просто подвиснет, мигая зеленым светодиодом. Лечится это выключением и включением камеры, возможно для этого придется открыть и закрыть крышку аккумуляторного отсека, что не очень полезно для флешки, но не смертельно. Чтобы этого не допустить можно вполне уверенно ориентироваться по счетчику оставшихся кадров. Если он показывает 8 кадров, то этого заведомо достаточно для сохранения пары RAW + JPG. Если 7 кадров, то зависит от сюжета съемки, т.к. размер рава всегда одинаков - 7.3М, а вот размер  JPG меняется в зависимости от контента :)

exifjpgexifrawjpgНумерация файлов на карточке (в случае сквозной нумерации) также имеет особенность. Если карта пуста и снимаем в RAW, то первый файл (а именно он и есть RAW) нумеруется единичкой, например, PXXX0001, при этом второй (JPG) имеет верный  номер, например, PXXX0322. Номер файла JPG всегда на единицу больше номера файла в формате RAW, который на флешке будет записан как файл с расширением JPG, но отличается, как я упомянул выше,  большим и постоянным размером. При этом данные о режимах съемки (кроме данных, необходимых для определения баланса белого (ББ)) в заголовках EXIF пары файлов будут одинаковы.  

Собственно первая часть на этом закончена, теперь нужно преобразовать полученный черновой файл, оный пока значится как JPG, в тот самый RAW, который понимают соответствующие конверторы. Для это служит замечательная утилитка raw2dng, почитать о которой и скачать можно на авторском сайте. Можно скачать минимальный набор, содержащий эту утилитку (только для конвертации в RAW) с графическим интерфейсом и ini-файл. В использовании утилиты raw2dng нет ничего сложного, требуется указать raw2dngwмодель камеры - C55Z, и тип файла - NEF или DNG. Дело в том, что полученный от нашей Oly C-55 нативный файл наилучшим образом соответствует черновому формату NEF камеры Nikon E5400. Вот такая маскировка :) Либо можно использовать формат DNG, но меня он что-то совсем не вдохновил...

Итак, получены, теперь уже пригодные для дальнейшей обработки, черновые файлы в формате NEF. Далее обычно следует процесс "проявки" в каком-либо конвертере. Я использую адобовский ACR. Впрочем, дело не в этом. Следующий фокус в том, что в заголовке EXIF нет данных, необходимых для определения ББ. Что при открытии в рав-конвертере  выглядит как сильное смещение в пурпурный и означает мучения с определением верного ББ :) Но это не смертельно. В качестве отправной точки можно использовать значения цветовой температуры: 3750 и оттенка: -15 или: 3600 и: -29.

На приведенных ниже картинках можно видеть как выглядит фотография при различных установках ББ в ACR:

acr1 acr2
As shot
 
Auto
 
acr acr3
Temperature: 3600, tint: -29 Temperature: 3350, tint: -30
(определены при помощи пипетки)

Использование съемки в RAW позволяет получить запас в два стопа экспозиции и добиться заметно лучшей передачи полутонов и оттенков цветов. Если это отличие от внутрикамерного  JPG не всегда видно при нормальных условиях съемки, то при слабом освещении это отчетливо ощущается. Обусловлено это тем, что разрядность сохранения данных с матрицы нашей Oly C-55 в RAW файле выше, чем в  JPG. Процессор камеры не столь мощный, как процессор настольного компьютера и камера, при создании джипега, отбрасывет лишние биты, тем самым теряя полезную информацию и попутно борясь с шумами.

Внизу привожу несколько примеров таких снимков - слева внутрикамерный JPG, справа "проявленный" из RAW JPG.

P1122642_l P1122641_l

 P4273785 P4273784_

P8045962 P8045961

P8056197 P8056195

P8056201 P8056200

PC312499 PC312498

Изложенный на этой странице материал можно обсудить в соответствующей ветке форума сайта.

Данный опус прошу воспринимать как некий порыв, но не четкое техническое руководство к действию :)

 

 

 

 

 

 

 

 

е-почта: э-почта



Hosted by uCoz