Чайка 3 |
В прошлом, дветыщиодиннадцатом, году, будучи в Крыму, прикупил на одном из рынков за сто местных денег зело занятный фотоаппарат советских времен. Причин оного поступка было много. Помимо главной перечислю еще несколько: подсознательная тяга к "антиквариату", некая пикантность в названии объектива, просто жара... Одним словом, данная страничка посвящена фотоаппарату - "Чайка 3". Название свое камера получила, как гласит легенда, в честь первой в мире женщины космонавта - Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»). Полет фантазии соответствующих работников "БелОМО" явно проходил на высокой орбите :) И тем не менее получившийся аппарат обладает своим шармом, как сказали бы во Франции. Практическая сторона оного заключается в возможности отснять на пленку в два раза больше кадров, ибо аппарат полуформатный, т.е. на один кадр пленки 35мм помещается два кадра "Чайки". Загадочная сторона очарования этой камеры в наличии сменного объектива. Его присоединительная резьба - М39×1 - совпадает с таковой некоторых достаточно распространенных камер того времени, но рабочий отрезок имеет свою, неповторимую величину... А вообще, по впечатлениям, камера приятная и вполне компактная. Хорошо и удобно держать в руках, управляется достаточно просто. Даже много времени не требует привыкание к расположению кнопки спуска затвора - спереди камеры, рядом с объективом, и то, что курок взвода находится хоть и справа камеры, но не на привычном месте - сверху, а снизу. Так же удобен ремешок-темляк, который совсем не компактного свойства и основательно приспособлен к камере, для чего использовано штативное гнездо. Т.е. при случае "Чайка" может превратиться в "грозную птицу" :) Занятный, я бы сказал - трогательный, обзор камеры можно прочесть на страницах восьмого номера журнала "Советское фото" за 1970г. Обзор появился в печати за год до начала серийного производства. Так сказать, анонс :) "Чайка 3" изготавливалась на БелОМО с 1971 по 1973 год и было выпущено 600 000 штук. Кстати, в описании камеры, приведенном по указанной ссылке, говорится о том, что имеет место быть бескурковый взвод затвора, но у моего экземпляра именно курковый взвод и если верить данному источнику, то год рождения данного экземпляра - 1972. В сети можно скачать инструкцию (или дубль с этого сайта) к "Чайке 3", из которой извлек ее технические характеристики: Объектив — «Индустар-69»В оных характеристиках не указано, что объектив "Индустар-69" съёмный с присоединительной резьбой — М39×1. Но благодаря этому резьбовому соединению есть быстрый способ познакомится поближе с самим объективом - свинтить его и используя переходные колечки М39-М42 и М42-Pentax установить на зеркальную цифровую камеру. Поэтому с объектива "Индустар-69" и начну более подробный рассказ. Объектив "Чайки 3" построен по схеме Тессар, т.е. четыре линзы в трех группах, и входит в обширное семейство Индустаров. Поискав на просторах инета отзывы об оном объективе обнаружил, что качество изготовления сильно разнится от экземпляра к экземпляру. Т.е. можно начинать надеяться на чудо :) Кроме того, производитель не затруднил себя чернением боковых поверхностей линз, что, опять же по мнению пользователей, заметно сказывается на контрастности получаемого изображения. Т.о., для начала я разобрал объектив и маркером зачернил нерабочие поверхности линзочек. Задняя склейка вынимается без особых проблем, предварительно вывинтив соответствующее кольцо. Кстати, аккуратность склейки не на высоте, т.е. почти вся боковая поверхность залита пожелтевшей субстанцией, которой склеены линзочки. Под склейкой расположена пятилепестковая диафрагма. Чуть занятнее было добыть переднюю и среднюю линзы. Для этого замечательно подошел шарик от давно препарированного однояйцового самца компьютерной мыши. Его диаметр и прорезиненное покрытие позволили без каких либо особых усилий вывинтить колечко, держащее переднюю линзу. Под передней линзой находится латунная оправка, в которой запрессована средняя линза. Зачернив все поверхности маркером, собираю объектив и устанавливаю его на Pentax K100d. Получилась очень компактная конструкция для макросъемки :) Ввиду того, что величины рабочих отрезков разительно отличаются переделать Индустар-69 под зеркальную камеру не представляется возможным, а по сему удел его - только макрообъектив. На результаты правильно поставленной макросъемки Индустаром-69 можно посмотреть вот на этой страничке. Я ограничился первым подходом, т.е. съемкой с рук при свете 60Ват лампы накаливания с расстояния 40см и при диафрагме - 4. Вот что получилось: И при диафрагмах 11 и 16: А вот на камерах с коротким рабочим отрезком, к примеру камеры стандарта 4/3, этот объектив может быть использован, посредством соответствующего переходника, "по прямому" назначению :) Кстати, для случая "прямого назначения" объектив снабжен шкалой глубин резкости, а на шкале расстояний нанесены пиктограммы, соответствующие следующим цифрам: 1м - портрет, 3м - группа, 10м - пейзаж. Про объектив упомяну еще позже, а сейчас движемся далее. Под объективом находится центральный пятилепестковый затвор. Его открытием управляет механизм, задающий длительность выдержек. Сей механизм расположен под верхней металлической крышкой корпуса, в которой смонтирован также видоискатель и экспонометр. Вывинтив два винтика и штативное гнездо, в которое вкручен темляк, металлическая крышка легко снимается. Отвинтив три винтика, расположенных на гнезде под крепление вспышки, можно снять видоискатель. Начинка видоискателя скрывается под скромным обрывком черной бумажки. Рядом расположен экспонометр, состоящий из калькулятора, совмещенного с установкой значения выдержки, фоточувствительного селенового элемента, гальванометра и нагрузочного резистора, скрытого под кембриком из ПВХ. Подробнее о выдержках. Их всего четыре - 1/30, 1/60, 1/125 и 1/250. Исходя из конструкции механизма, определяющего величину выдержки, значение 1/250 задается довольно точно, т.е. одной пружиной. Все остальные выдержки получаются за счет некоего устройства "замедления". На фотах выше обозначил основные узлы рассматриваемого механизма:
1 - пружина, задающая выдержку 1/250, В случае установки значения 1/250 упор 3 выводит штырек 4 в такое положение, что механизм замедления выключен из работы. В остальных случаях шестеренки, пружина 5 и маховичек 7 механизма замедления будут определять величину выдержки. Как видно, любые не особо значительные внешние воздействия, как то - изменение жесткости пружинки, попадание грязи, коррозия, способны легко внести заметные отклонения от значений выдержек 1/30, 1/60 и 1/125. В моем случае величины всех выдержек отличных от 1/250 не соответствовали значениям, обозначенным на диске установки выдержек и были равны - 1/40, 1/60 и 1/80, соответственно. Измерения значений выдержек проводил по методе, изложенной на страничке, посвященной ЛКА. Несколько модифицировал схему, за счет использования более мощного ИК-светодиода, который, впрочем, можно с успехом заменить фонариком с лампочкой накаливания. Из выше приведенного описания видно, что влиять на величину выдержки можно изменив жесткость пружины 5 и/или положение упора 3. Я увеличил жесткость пружинки 5 так, чтобы штырек 4 касался упора 3 в положении пластины 8, соответствующем выдержке 1/30. Затем подогнул упор 3 так, чтобы затвор отрабатывал выдержку 1/125. Процесс "подгибания" оказался не быстрым, т.к. величина выдержки весьма чувствительна к положению упора 3. Несколько помучавшись решил оставить получившееся значение, равное примерно 1/135. Результирующие значения выдержек приведены на картинке справа. На этом с выдержками закруглюсь. Следующий шаг - экспонометр. Точнее сказать - дохлый экспонометр. Состоит он, как уже говорилось выше, из калькулятора, гальванометра, фоточувствительного селенового элемента и нагрузочного резистора номиналом 2,4кОм. Путем несложных манипуляций выяснилось, что помре фоточувствительный элемент. Впрочем, это и было самым ожидаемым... Уж очень капризны оные селеновые датчики. Совсем не любят прямой солнечный свет, нагрев и прочие экстримы. Да и изначально они не рассчитаны на очень долгую праведную жизнь. Отправился в инет искать пути решения данной проблемы, а именно чем можно заменить померший селеновый элемент. Варианты предлагались разные. Моим основным условием было - не вносить в конструкцию и внешний вид фотоаппарата каких либо заметных изменений. Поэтому остановился на двух способах - использовать батарею солнечных элементов от китайского (лучше японского) подержанного калькулятора или заменить на тот же селеновый элемент, но рабочий. Первый вариант, несмотря на заметное несовпадение спектральной характеристики с таковой для селенового элемента, вполне подходящий. В помощь тому узкое значение определяемых экспопар, а также большая фотографическая широта любительских пленок. Но под руку не попался достойный экземпляр донора пластинки солнечных элементов. Зато дома отыскался уже давно отправленный на комплектующие ФЭД-4 с вполне живым селеновым элементом. Теперь по порядку об оживлении экспонометра :) Селеновый элемент - металлическая пластинка с нанесенным с одной стороны фоточувствительным слоем, двумя распаенными проводками и обильно покрытая защитным лаком - крепится медной пластиной с загнутыми краями к пластиковой части с окошком, которая удерживается в верхней крышке камеры длинной черной металлической скобкой. Аккуратно поддев отверткой, снимаем эту черную скобку и вся конструкция легко разбирается на составляющие, которые можно видеть на фотке справа. Селеновый элемент, извлеченный из ФЭД-4, имеет иную форму, он заметно короче и чуть шире. В пластиковой пластинке "Чайки 3" сделал небольшую выемку, чтобы пластинка от ФЭДа могла войти рядом с гальванометром. Верхний и нижний край самой пластинки, выходящие за края окошка, на всяк случ защитил изолентой от возможных царапин. Вставил на место пластиковую пластину с окошком фотоэлемента и закрепил ее скобкой. Пластинка селенового элемента от ФЭДа достаточно надежно разместилась на своем новом месте :) Распаиваю проводочки и по работающему экспонометру "Зенита Е" подбираю балластное сопротивление - 610 Ом. Результат моно видеть на фото справа :) И еще пару слов о конструкции экспонометра. В найденном в инете руководстве пользователя к "Чайке 3" есть следующий текст об использовании экспонометра:
В отдельных случаях может оказаться, что головка 2 дошла до упора, а глазок стрелки еще не совместился со стрелкой экспонометра. Если при этом приложить к головке 2 несколько большее усилие, то она провернется с легким прощелкиванием, при этом указатель чувствительности пленки собьется с предварительно установленного значения и этим как бы подскажет, какой чувствительности пленка должна быть использована в данных условиях освещения. В моем экземпляре никаких "легких прощелкиваний" не наблюдается :) Шкалы чувствительности пленки и значений диафрагм нанесены на одном диске, а вычислительная мощь калькулятора основана на специально обученных пазах и умело нанесенных рисках. Разобрать калькулятор экспонометра не сложно. Нужно аккуратно вынуть распорное колечко, удерживающее подпружиненный диск с нанесенными шкалами чувствительности пленки и значений диафрагм, затем вывинтить один центральный винтик и собственно все :) Добавлю только то, что единицы ГОСТа, в которых оцифрована шкала чувствительности пленки, соответствуют ISO следующим образом: 16 - 25, 32 - 50, 65 - 100, 130 - 200, 250 - 400, 500 - 800. И еще одна подробность. Мой образчик "Чайка 3" отказывался перещелкивать значение счетчика кадров. Попытался разобрать нижнюю часть фотоаппарата. Свинтил ручку перемотки пленки, зафиксировав отверткой вал перемотки, который должен входить в кассету с пленкой. А вот сразу снять курок транспортировки пленки и взвода затвора не получилось. Впрочем, проблема решается не разбирая нижней части камеры. Достаточно наклеить маленький кусочек чего-либо на штырек, прижимаемый задней крышкой. Он расположен в пазу задней крышки, рядом с курком перемотки и окошком счетчика кадров (можно видеть на фото справа). Когда этот штырек достаточно утоплен счетчик кадров работает корректно. При открывании задней крышки штырек этот отжимается и счетчик кадров обнуляется. Кстати, сам счетчик считает кадры парами, т.е. изменение значения происходит при перемотке каждого второго кадра, что равнозначно перемотке одного кадра пленки 35мм. Перед тем, как перейти к последней части повествования, а именно к фотам, сделанным "Чайкой 3", еще пара слов об объективе, точнее его конструкции. Заметив, что точка-метка на колечке установки диафрагмы не совпадает с соответствующим значением 2.8, а перебегает заметно дальше, я решил исправить ситуацию и ничтоже сумяшеся отвинтил три заветных винтика, которые фиксируют кольцо установки расстояния и ... В общем, ничего страшного не произошло :) Разобрав объектив, убедился, что если хотя бы приблизительно запомнить насколько глубоко входит линзблок в оправу при установке на бесконечность, то дальше стопорные штырьки не дадут ошибиться с верной установкой линзблока. При этом нужно следить чтобы точка-метка точно совпадала с рисочкой значения диафрагмы 16. Фоты составных частей объектива можно увидеть на этой, уже упоминавшейся выше, страничке. Вооружившись матовым экраном, увеличительным стеклом и сняв верхнюю крышку фотоаппарата, проверил в первом приближении наличие бесконечности и фокусировку на минимальном расстоянии. И последнее - сами фотографии. Использовал малость недоснятую пленку Kodak ISO400, которую переставил из другого фотоаппарата. Сделал всего несколько кадров, дабы удостовериться в верности юстировки объектива и правильности работы экспонометра. На мой взгляд все вполне удалось :) Так же попробовал использовать вспышку Fil 41M, которая имеет синхроконтакт. Длительность пыха этой вспышки заметно короче всех реализуемых "Чайкой" выдержек, поэтому не стал заморачиваться с выяснением насколько хорошо попадает пых в длительность выдержки. Сделал один кадр на 1/60, направив вспышку в потолок. Результат вполне удачен - это одиночная фота и на ней имеет место быть портрет котэ :) Остальные фоты представлены "как есть", т.е. парами. В современных фотолабах пленку сканируют или печатают полными кадрами, а для "Чайки" это два кадра. Т.к. использовал пленку довольно простенькую, то и сканы сделал с минимальным разрешением, т.е. 3Мегапикслеля на полный кадр. Ниже представлены как сделанные мной фоты, так и Танекой :) Изложенный на этой странице материал можно обсудить в соответствующей ветке форума сайта. Данный опус прошу воспринимать как некий порыв, но не четкое
техническое руководство к действию :) |
е-почта: |