Водопады р. Суна, оз. Пизанец, г. Воттоваара
|
||||||
В 2009г., на июньские праздники, состоялся традиционный выезд в среднюю Карелию, а именно на гору Воттоваара (рассказ о предыдущем нашем путешествии на гору находится здесь). В этот раз перед тем как попасть на гору Воттоваара мы заглянули на бывший водопад Пор-порог (Поор-порог) и озеро Пизанец, а на обратном пути побывали в Гирвасе, осмотрели бывший одноименный водопад, и на водопаде Кивач. Рассказ о нонешней поездке начну с трех водопадов на реке Суна, а закончу озером Пизанец и, собственно, горой Воттоваара. Выехали мы из Питера на 4-х "пепелацах" - девяносто девятая, девятка, шнива и нива. Белые ночи - большое подспорье для путешествующих по Карелии. Можно за рулем провести закат и сразу же встретить рассвет:) Но есть и обратная сторона - усталость. В этот выезд все сорганизовалось так, что рулить пришлось каждый раз до часу-двух ночи, а то и до пяти утра. Виной тому было: с нашей стороны - большое желание везде успеть, а со стороны наших "железных коней" - некоторое нежелание напрягаться. Постоянно преследовали хоть и не большие, но затратные по времени автополомки. Началось все со шнивы, которая попала в небольшую аварию на лесной дорожке. Изрядно ушло времени на рихтование топором бампера и приделывание глушака на штатное место. Как говорится в одной известной истории - "А вы уверены, что хотите отремонтировать глушитель? Некоторые люди годами добиваются такого звука..." В результате осмотр Поор-порога и озера Пизанец был сильно смещен по времени, но удался вполне :) Но на этом автоприключения не закончились. В тот же первый день, но уже по пути к Воттовааре, пришлось на девяносто девятой снимать под проливным дождем переднее колесо... В общем и это удалось, но на стоянку под горой попали к пяти утра и перед самой стоянкой закипела девятка :) На следующее утро обнаружили у девятки отсутствие одного из номеров... Народ рванул на поиски, но... Благо этот день был полностью зарезервирован на штурм Воттоваары и никаких разъездов не планировалось, поэтому это был единственный день, когда спать легли пораньше :) На обратном пути зафордыбачила наша нива, точнее ее карбюратор. Педаль газа оказалась лишней, управляться можно было только сцеплением и тормозом, ибо газ она набирала на максимум сразу после запуска двигателя :))) К счастью через небольшое время ниву попустило и она образумилась, но время и нервы были потрачены. На обратном пути, подъезжая уже к Питеру, гадали - успеем на мосты или нет :))) Вот такой получился лирический абзац... Ну, или пизанЕц :) А теперь перехожу непосредственно к рассказу о нашем выезде. В 2009 году на 12 июня пришлась пятница. Посему уже в четверг вечером, т.е. в час ночи пятницы, мы поставили лагерь на берегу Пальозера. Очень красивое место, которое расположено недалеко от Гирваса. Дорога к озеру ведет с отворотки от мурманского шоссе на Гирвас, через заброшенную взлетно-посадочную полосу, о которой уже слагают легенды :))) Кстати, в августе народ вновь поехал в те края и был немало удивлен жутким количеством народа на берегу Пальеозера. На взлетке проводился этап некоего чемпионата по "вдрызьгрейзингу" со всякого рода массовыми заездами, забегами и прочими децибельными мероприятиями. Жаль, что очень многие доступные для авто места давно изрядно запакощены... Итак, утречком пятницы, поремонтив малость шниву, отправились на Пор-порог, до которого добрались без приключений. Как и водопады Гирвас и Кивач, Пор-порог находится на реке Суна. Кстати, все три названия водопадов в переводе с саамского носят оленьи имена: Кивач - "Олениха", Гирвас - "Бык-олень", Пор-порог - "Олень". Вот такое вот "бурное" стадо :) И в этом стаде самым высоким был Пор-порог - 16,8м. С образованием этих трех водопадов связана вот такая вот легенда: Сложно описывать сейчас, по тем видам. которые нам предстали, всю красоту и силу водопада. Поэтому я процитирую вышеиспользванный источник: Также в Инете можно прочесть еще описание порога и даже увидеть цветные фотографии этого чуда, которые сделал в начале 20-го столетия фотограф С.М.Прокудин-Горский. Там же можно изучить схему водопада Пор-порог. Отмечу, что трактовка изображений отличается от приведенной здесь или здесь. В любом случае - фото впечатляющие! Для наглядного сравнения картинок размещу здесь, рядом со своими, фоты Пор-порога по ссылочке с вышеозначенного источника. Ноне все это - приданья старины, пусть и недавней. В районе поселка Гирвас построена плотина и воды Суны через канал Пионерный (выкопанный заключенными) направлены в озеро Палье и далее в оз. Сандал. Они питают турбины Пальеозерской и Кондопожской ГЭС. Гирвас и Пор-порог исчезли как водопады, а Кивач изрядно потерял в своей мощи. Водопад Пор-порог мог бы быть сейчас крупнейшим равнинным водопадом Европы. И тем не менее именно Кивач на сегодня является вторым в Европе (после Рейнского) равнинным водопадом. Вот припомнилось. Недавно довелось посмотреть ленту режиссёра Николая Досталя - "Петя по дороге в Царствие Небесное". Художественную ценность картины оставлю в стороне, скажу, что по ходу действия фильма фигурирует "Нива ГЭСстрой" и лагерь заключенных, которые, возможно, Пионерный канал строили. А вот так сейчас выглядит Пор-порог. Весьма скромный ручеек, пробивающийся среди буйства гранитов...
Красоту и силу водопада Поор-порог на реке Суна в свое время запечатлел великий русский художник И.И.Шишкин. Среди многочисленных его зарисовок есть и рисунок Пор-порога, датируемый 1889г. Вот такая вот картинка. А сейчас отправимся в поселок Гирвас к следующему бывшему водопаду и даже древнему вулкану - Гирвас. Находящаяся в Гирвасе Пальеозерская ГЭС, расположена на том самом Пионерном канале. Русло интересующего нас порога Гирвас ноне перегорожено плотиной. И видимо оно используется для отвода воды в обход ГЭС в случае каких-либо надобностей. Было бы весьма занятно понаблюдать за этим действом, ибо русло порога Гирвас представляет собой весьма впечатляющие нагромождения в скальном каньоне. В свое время водопад Гирвас был вторым после Поор-порога - падение 14,8 м. И вновь сошлюсь на страничку с цветными фотографиями водопадов Поор-порог и Гирвас, которые сделал в начале 20-го столетия фотограф С.М.Прокудин-Горский. Там же можно узреть схему водопада Гирвас. Для наглядного сравнения картинок разместил справа от текста фотографию водопада Гирвас по ссылочке с вышеозначенного источника. Кроме того, что Гирвас бывший водопад - это еще и древний, давно потухший вулкан. Возраст вулкана датируется сроком около 2 млрд лет. Именно в осушенном русле Суны можно видеть следы давно исчезнувшего вулкана - диабазы и мандельштейны -, вулканические породы, из которых сложены стены каньона водопада Гирвас. Вот и добрались до третьего водопада реки Суна - водопад Кивач. Единственный выживший в результате электрификации и индустриализации. Кивач - самый скромный из трех водопадов Суны - падение 10,7 м, - но самый "раскрученный" на сегодняшний день. Сворачиваете по указателю с мурманского шоссе и по асфальтовой дорожке попадаете на автостоянку, где вас обилетят за посещение водопада, природного заповедника, музея и дендрария. Впрочем, сумма вполне гуманная, больше оставите за сувениры, кои торгуются тут же в изрядных количествах :) В музей так же вполне стоит заглянуть. Помимо сувениров в экспозиции музея можно видеть фотографии Кивача в разные годы и времена года, чучела карельской фауны и образчики флоры (отдельно указано, что при жизни никто из экспонатов, при создании экспозиции музея, не пострадал). В инете более чем есть достаточные описания и фоты Кивача. Добавлю и свои "пять копеек" :) И еще одна фота Прокудина-Горского взятая отсюда. На ней запечатлен водопад Кивач до постройки ГЭС.
На этой страничке можно вкратце ознакомиться с тем, как добраться до водопадов Суны, ну а мы отправляемся к озеру ПизанЕц. О наших ранних посещениях горы Воттоваары и озера Пизанец уже рассказано тут и тут, а так же есть отчет Кеши. Само озеро Пизанец представляет собой вытянутый разлом, заполненный водой, который образовался видимо в те времена, когда блистал во всей красе древний вулкан Гирвас. Озеро вытянуто с севера на юг и в длину составляет примерно пять км. Само название отражает форму озера - в переводе с карельского (а может с финского или с саамского) означает "длиннейший". В прошлом выезде (2008г.) мы попали таки на озеро Пизанец, но с его северной оконечности, которая не столь живописна, как южная. И вот в этот раз мы все же добрались на южную оконечность озера Пизанец. С южной оконечности Пизанца имеется еще два небольших озерца, о существовании которых я упоминал в предыдущем отчете. Как добраться до этого места описано здесь:
И уточнено в отчете Кеши:
В жизни все именно так и есть, ибо в своей крайней точке дорога теряется в лесных зарослях. Точнее сказать, далее просматривается дорога, но по ней двигаться нет смысла, ибо она идет параллельно озеру и уходит в неизвестность... И так, взяв направление по карте двинулись по лесу в сторону Пизанца. Местность заметно холмистая и очень скоро обрывается резким уступом прямо в одно из малых озер в южной оконечности Пизанца. Красота неописуемая. Пройдя вдоль берега на север можно найти замечательную точку для осмотра озера Пизанец. Из-за своей вытянутой формы озеро более похоже на реку, уходящую за горизонт холмов, густо поросших тайгой. Вдоволь налюбовавшись пасмурными видами Пизанца, расселись по "пепелацам" и под дождиком рванули на гору Воттоваара :) На стоянку добрались только к пяти утра. Бойтесь ночью ездить по героическому поселку Поросозеро - неожиданно выскакивающие из темноты облаченные в асфальт булыжники и нетрезвые аборигены на своих лихих повозках свежо и ненавязчиво взбодрят ваш утомленный организм. И все же Воттоваара. В этот раз мы решили забраться на гору в самой крутой ее части, ибо предание гласит, что здесь самое сейдовое место :) Что такие сейды можно глянуть в прежних отчетах. Подъем с этой стороны горы достаточно упаристый, хотя и довольно быстрый. Им в свое время воспользовались Кеша&сотоварищи. За подробностями дороги и прочего отсылаю читателя к прежним отчетам, выше упомянутым. Скажу только, что ездивший в 2010г. на июньские народ (Петерселдоновцы и компания) был неприятно удивлен, обнаружив засыпанную камнями отворотку на Воттоваару от дороги на карьер (непременно загляните на этот сайт, посвященный спасению горы Воттоваара!). Народ не долго думая отправился через Суккозеро и они всего пять км не доехали до горы. Из-за невысокой проходимости некоторых авто пришлось сделать небольшую пешую прогулку. Но на горе они встретили знакомых не шаманов, но людей, которые пробрались на своем авто некими тропами, а не через Суккозеро. Вот такая туманная история... А теперь слайды! Тьфу... фоты Воттовары :) Во время прогулки по горе заглянули конечно же в амфитеатр и осмотрели бездонный колодец. Лестницу и другие достопримечательности в этот раз искать не стали, видимо сказалась накопленная усталость. Вдоволь нагулявшись по горе и нафотографировав изрядное количество необычных кадров с удивительной природой и видами Воттоваары, спустились к машинам и отправились в лагерь. Завтра домой, в Питер. Усе. Сенкс за внимание :) Изложенный на этой странице материал можно обсудить в соответствующей ветке форума сайта.
|
||||||
е-почта: |